Sample Sidebar Module

This is a sample module published to the sidebar_top position, using the -sidebar module class suffix. There is also a sidebar_bottom position below the menu.

Главная

О конкурсе

Конкурсные работы

Энциклопедия российского родителя

Уроки о семье

Новости проекта

Контакты

Sample Sidebar Module

This is a sample module published to the sidebar_bottom position, using the -sidebar module class suffix. There is also a sidebar_top position below the search.
Лучшие методические разработки - 2016

Скачать сборник «Лучшие методические разработки уроков 2016»

 

Семья и школа в воспитании личности: доверие, партнерство, право.

Взаимодействие семьи и школы, взаимная ответственность этих важнейших институтов за будущее детей – основополагающие принципы воспитания. Но как и воспитание в целом, эта связка переживает кризис. Кризис этот имеет много аспектов.

Во-первых, родители в массе своей очень дистанцированы от школы.  Естественно, что они находятся вне ритмов и проблем школы из-за занятости на работе. Хотя не совсем так. Эта объективная составляющая проблемы усугубляется тем, что подавляющее большинство и участвовало бы в жизни школы, но не знает и не умеет это делать. Некомпетентность останавливает. Директора школ в свою очередь опасаются этой некомпетентности родителей, поэтому даже тех, у кого есть время, желание и энергия держат зачастую на расстоянии. В итоге нынешнее состояние взаимодействия семьи и школы можно описать так: «оппозиция активных родителей на фоне молчащего инертного большинства». Причем оппозиция зачастую очень агрессивная, закидывающая администрацию бесконечными жалобами и инициирующая проверки, которые мешают работать.

В России всегда были сильны иждивенческие настроения. Здесь не место размышлять об их исторической подоснове. Но иждивенчество родителей по отношению к школе как составляющую общего кризиса нельзя обойти вниманием. Потребительские ожидания растут пропорционально возраста ребенка: если в начальной школе родители более-менее активно соучаствуют школьной жизни, то по мере взросления внимание к собственному ребенку становится все скромнее и скромнее, и наряду с ним снижается интерес к школе. Как это ни странно, государство само поддерживает потребительское отношение. Посмотрите, проанализируйте любую дискуссию или информацию по вопросам развития образования: либо открыто, либо, что ещё хуже, скрыто речь идет о долге государства, его обязательствах в области образования. Насколько часто и кто говорит об ответственности самих родителей?

Еще одна составляющая кризиса – отсутствие у массы родителей навыков воспитания, собственного опыта. Выросшие в 90-е годы, нынешние родители не получили в силу известных причин должного воспитания. Философия и практика вынужденного выживания сохраняется и сегодня, когда о необходимости реального выживания речи не идет. Неполученное в собственном детстве тиражируется сегодня на детях. А занятость на работе и усталость от неё – отговорка, прикрытие своей некомпетентности в вопросах воспитания. Мы не разговариваем со своими детьми не потому, что устали и заняты, а потому, что не знаем, о чем и как с ними говорить!  

Ещё одна проблемная для России тема – несовершенство законодательства. Она проявляется в сфере родительской ответственности особо ярко. Немногочисленные нормы, устанавливающие юридическую ответственность родителей за воспитание и образование детей, содержатся в Уголовном, Гражданском и Семейном кодексах. Но каковы эти нормы, каковы меры наказания нерадивых родителей? Штрафы, объем которых смешон? Ограничения в родительских правах, которыми и так не очень-то стремятся пользоваться наказуемые? Лишение родительских прав? Эта, в общем-то, высшая мера наказания родителей вообще очень спорна. Ведь, по сути, она освобождает нерадивых родителей от обузы в виде воспитания собственных детей, а ведущие асоциальный образ жизни, как правило, продолжают его вести и после лишения родительских прав. Забота о детях перекладывается на плечи государства, а затем приемных родителей. Возникает справедливый вопрос: кого реально наказываем, применяя эту меру? Ответ очевиден. Так что инструментов юридического воздействия на родителей практически не существует. Другой вопрос: насколько актуальны эти меры? Можно ли угрозой наказания заставить любить, сопереживать, развиваться самим вместе со своими детьми? Ответы явно против репрессивных нововведений, хотя при  этом необходимость прописанных и понятных правил игры очевидна.   

Возникает серьезный кризис ожиданий и реальности. Мы все (и общество, и государство) говорим о формировании и выражении образовательного запроса, о необходимости участия родителей в экспертизе качества образовательных услуг, общественно-государственном управлении образованием, наконец, о взаимной, в том числе финансовой, ответственности семьи и школы за воспитание и обучение детей. Но все эти правильные тезисы очень часто являются лишь бесплодными лозунгами, обманутыми ожиданиями на фоне кризиса отношений семьи и школы.

Что же делать? Конечно, готовых и однозначных ответов нет. Но нужно начать с себя, с осознания того, что судьба твоего ребенка - это прежде всего твоя судьба, а государство и его институты, являются помощниками родителей, действующими по принципу «Вместе, но не вместо». Учиться, стремиться стать компетентным родителем, в том числе в сфере образования. Компетентность является основой готовности к пониманию ответственности за судьбу ребенка и школы как ведущего института социализации. При компетентном восприятии ответственности наступает адекватное восприятие и личного участия в судьбе школы не в качестве оппонента, а в качестве союзника.

Нужно развивать структуры, с помощью которых возможно реальное участие родителей в принятии и контроле решений, связанных с жизнью школы, – управляющие советы и другие формы участия в управлении школой, семейные клубы как удивительную форму детско-родительских межпоколенческих воспитательных и образовательных объединений. И учиться строить диалог в совместной работе!

Со стороны государства необходимы усилия, прежде всего в определении «правил игры», создании рекомендаций по работе самых разных форм родительской самоорганизации, поддержка общественных организаций, занимающихся семьей, и информационная политика, направленная на формирование в обществе понимания системы образования как сферы совместной ответственности государства и родителей. Конечно же необходима кропотливая работа по созданию подзаконных актов, реализации норм, имеющихся в законах, но пока не реализованных (например, норма закона «Об образовании в Российской Федерации» про семейную форму образования).  

Объединяющим, «цементирующим» началом для всех участников процесса сближения семьи и школы должно стать масштабное разноплановое по формам и возрастным аудиториям просвещение родителей. Нужно совместными усилиями общества и государства создать условия для того, чтобы как будущие, так и действующие родители имели возможность пополнять свои психологические, педагогические, юридические знания, обмениваться опытом, информацией о благополучных семьях, знать о путях и методах взаимодействия с образовательными организациями. Только просвещение родителей - путь к осознанному родительству, которое является основой для формирования родительства ответственного. Ответственного за свою судьбу, судьбу своих детей и общества в целом!

МЕНЮ ПОДРАЗДЕЛОВ

Главная

О конкурсе

Конкурсные работы

Энциклопедия российского родителя

Уроки о семье

Новости проекта

Контакты