Sample Sidebar Module

This is a sample module published to the sidebar_top position, using the -sidebar module class suffix. There is also a sidebar_bottom position below the menu.

Главная

О конкурсе

Конкурсные работы

Энциклопедия российского родителя

Уроки о семье

Новости проекта

Контакты

Sample Sidebar Module

This is a sample module published to the sidebar_bottom position, using the -sidebar module class suffix. There is also a sidebar_top position below the search.
Лучшие методические разработки - 2017

Скачать сборник «Лучшие методические разработки уроков 2017»

 

О типологии форм и методов родительского просвещения в современной России

Педагогическое просвещение родителей на современном этапе является объектом изучения как в практическом, так и в историческом аспектах[1]

Большую роль в изучении путей формирования ответственного родительства играет Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. При планировании работы по родительским университетам следует обратиться к результатам исследований «Семья и родительство в современной России» (2009 г.), «Культура воспитания, поощрения и наказания детей в российских семьях» (2011 г.), «Родителями становятся? Ответственное родительство в современной России» (2015 г.)[2] 

            Важно при планировании работы обратиться к результатам деятельности Института семьи и воспитания РАО, и в частности к работам его директора С. В. Дармодехина[3].

            В современной России имеется значительный запрос населения на знания в области родительских компетенций. Он находит адекватный отклик в виде разнообразных практик. На сегодня обобщено свыше 300 практик, на основании которых построен данный курс лекций. 

Приведём основные классификации многообразия данных практик по различным параметрам.

Во-первых, программы и практики, ориентированные на подготовку к родительству и адресованные действующим родителям. Следует упомянуть огромный пласт программ «Семьеведения», адресованных старшеклассникам. Многие из указанных программ и практик предусматривают и работу с детьми и работу с родителями.

Во-вторых, возможна дифференциация, основанная на возрастных этапах жизни ребенка, родителю которого адресована программа:

- в ожидании ребенка;

- до 1 года;

- от 1 до 3 лет;

- от 3 до 7 лет;

- от 7 до 9 лет;

- от 10 до 12 лет;

- от 13 до 16 лет;

- от 16 до 18 лет. 

Третий принцип классификации - по целевым аудиториям участников процесса просвещения родителей.

  1. I. По половому признаку:

- матери;

- отцы

  1. II. По происхождению детей в семье:

- кровные родители;

- замещающие (разных категорий) родители;

III. По социальному статусу (особенностям жизненной ситуации):

- «обычные» родители, воспитывающие 1-2 детей;

- одинокие родители;

- многодетные родители;

- родители, воспитывающие ребёнка/детей с инвалидностью;

- родители с инвалидностью;

- несовершеннолетние родители;

- родители, находящиеся в трудной жизненной ситуации;

- родители, находящиеся в конфликте с законом;

- родители, воспитывающие детей в неродной этно-языковой среде;

  1. IV. По степени мотивации слушателей в части саморазвития родительской позиции и формирования родительских компетенций.
  2. VI. Адресованные «неродительской» аудитории:

- родительские, просветительские, педагогические общественные организации и сообщества;

- специалисты-организаторы просвещения родителей (педагоги, психологи, специальные педагоги, специалисты здравоохранения, юристы, методисты и др.);

- обеспечивающие специалисты (модераторы Интернет-ресурсов, контент-аналитики, специалисты технической поддержки).

Каждая из указанных категорий участников исполняет определённые функции в процессе просвещения родителей, формирует специфический по тематике запрос. 

Проводя типологию программ и практик родительского просвещения, следует выделять также степени «погружения» потребителя информации (родителя) в тематику родительского просвещения:

- фрагментарное самообразование по отдельным интересующим темам;

- комплексное внимание к вопросам развития семьи и детей;

- детальное, «исследовательское» погружение в тематику.

Стоит обратить внимание на ключевую особенность процесса просвещения родителей, а именно, его предельную вариативность, личностную ориентированность и добровольность.

Занятия  могут проводиться как в традиционных формах - лекции, семинары, конференции, круглые столы, уроки, так и активных и интерактивных – практикумы, тренинги и др.

По форме организации родительское просвещение может быть очным, заочным, очно - заочным, а также дистанционным. Ключевое отличие дистанционного просвещения от заочного состоит в том, что в нём сам потребитель информации (родитель) и формирует образовательный запрос, и является самостоятельным модератором плана, тематики, форм и временных параметров своего обучения. 

Наиболее удобной формой организации родительского просвещения в современной России является дистанционное обучение посредством сети Интернет, предполагающее создание специального ресурса и/или использование имеющихся Интернет-ресурсов, использование значительного потенциала социальных сетей. Размещение на специальном ресурсе информационно-методических материалов базового модуля, тематических модулей, адресованных разным категориям родителей, а также создание возможностей интерактивного консультирования и более глубокого погружения в ту или иную тему с участием профессионалов педагогов, психологов, юристов, экономистов и др. является залогом эффективности таких программ. 

Вне зависимости от форм просветительской работы в организации родительского просвещения необходимо использовать диалоговые формы проведения занятий, в основе которых – диалог друг с другом, диалог с преподавателем, диалог с книгой, и, самое главное, диалог с самим собой. При этом речь идёт о диалоге как непосредственном, так и опосредованном. Это могут быть развивающие технологии  такие, как «урок семейной любви», «родительские чтения», «портфолио семьи» и др. в рамках таких направлений, как «школы любящих родителей», «школы семейного уклада», «школы родительского актива», семейные клубы по интересам.

Отдельное внимание следует уделять практикам работы с родителями, связанным с традициями народной педагогики, особо распространёнными среди тюркоговорящих народов нашей страны. 

Имеющиеся программы родительского просвещения следует разделять по тематикам:

  1. Основы семейной психологии.
  2. Основы возрастной педагогики.
  3. Основы мужской и женской культуры.
  4. Основы семейного уклада.
  5. Основы семейного воспитания.
  6. Основные формы взаимодействия семьи и образовательной организации.
  7. Основы семейного права: права и обязанности членов семьи.
  8. Основы здорового образа жизни и содержательного досуга.
  9. Формы и методы изучения истории семьи, истории рода.
  10. Развитие творческих способностей ребёнка.
  11. Профессиональная ориентация, подготовка к сознательному выбору профессии.
  12. Духовно-нравственное развитие, формирование культуры поведения.
  13. Формирование у ребенка гражданского самосознания.
  14. Подготовка ребенка к будущей семейной жизни.
  15. Основы семейного бюджета.

Наконец, последний вариант классификации - по источникам, качеству информации и охвату аудитории в просвещении родителей стоит выделять:

  1. I. Информационный обмен по принципу «равный-равному» (просвещение организуется группами родителей по тем или иным актуальным вопросам);
  2. II. «Профессиональное» просвещение (целенаправленный процесс просвещения, организованный с привлечением профессионального сообщества), которое в свою очередь может быть подразделено на:

- просвещение отдельных категорий родителей (приёмных, многодетных, воспитывающих детей-инвалидов, родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отцов и др.);

- универсальное просвещение (адресованное самым широким кругам родительской общественности). 

В современных российских практиках просвещения родителей названные типы и виды не существуют в «чистом» виде. В подавляющем большинстве случаев это интегрированные формы, в которых в той или иной степени присутствуют перечисленные направления.

 

 

 

[1] Денисова Е.П. Автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук (13.00.01)/ Московский  педагогический  государственный  университет. – Москва, 2004. Петренко П.П. Педагогическое просвещение родителей в отечественной системе образования в послевоенные годы (теория и практика): автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук (13.00.01); ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет». – Пятигорск, 2006. Верхотурова Ю.А. Педагогическое взаимодействие родителей с детьми раннего возраста в учреждении дополнительного образования: автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук (13.00.07)/ ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Челябинск, 2008. Вержбицкая Е.Г. Педагогическое просвещение родителей как компонент деятельности школы по здоровьесбережению обучающихся:  автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук (13.00.01); Адыгейский государственный  университет. – Майкоп, 2006. Игнатова И.А. Педагогическое просвещение как подготовка родителей к семейному воспитанию детей с особенностями развития: автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук (13.00.08). ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». – Москва, 2009. Гайдарова Л.И. Педагогическое просвещение родителей как фактор модернизации воспитательной работы в школе: автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук (13.00.01).  ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет».- Махачкала, 2012. Полякова Л.В. Подготовка будущего учителя к формированию педагогической культуры родителей: автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук (13.00.08).  ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет», - Волгоград, 2010. Писарев К.А.  Проблема соотношения семейного и школьного воспитания в русской педагогической мысли второй половины XVIII – начала ХХ веков: автореферат диссертации на соискание уч.ст. к.пед. наук (13.00.01). ГОУ ВПО  «Курский государственный университет». – Курск, 2009. Федосеева А.А. Проектирование программы психолого-педагогического образования и поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка: автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.псих.наук (19.00.07)/; ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет». – Пятигорск, 2011. Соломина Л.А. Совместная деятельность педагогов школы и родителей по коррекции агрессивного поведения подростков: автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук (13.00.08). НОУ ВПО «Международный независимый эколого-политологический университет». – Воронеж, 2009. Орлова Ю.Е. Становление и развитие педагогического образования родителей дошкольников по подготовке детей к обучению в школе (середина XVII – начало XX I вв.): автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук (13.00.01); ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления».- Москва, 2014. Брутова М.А. Становление и развитие системы социально-педагогической поддержки ребенка в России в XIX веке: автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук (13.00.01)/ ГОУ ВПО «Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова». - Санкт-Петербург,  2007. Реснянская Н.Л. Формирование социокультурной компетенции семьи в учреждениях дополнительного образования: автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук (13.00.05)/ ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств». – Казань, 2012. и др.

[2] Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Родителями становятся? Ответственное родительство в современной России».- Москва, 2015.

[3] См., например, Дармодехин С. В. Семья в системе социальных отношений современного общества.- М., 2014.

МЕНЮ ПОДРАЗДЕЛОВ

Главная

О конкурсе

Конкурсные работы

Энциклопедия российского родителя

Уроки о семье

Новости проекта

Контакты